П Р И М Ѣ Т Ы.
Я ѣхалъ к вамъ. Живые сны«Пушкинъ ѣдетъ въ Пріютино просить у матери Анны Алекеѣевны Олениной руки ея дочери. Пушкину отказали...1)»
За мной вились mолпой игривой
И мѣсяцъ с правой сmороны
Осеребрялъ мой пуmь реmивой.Я ѣхалъ прочь. Иные сны…
Душѣ влюбленной грусmно было
И мѣсяцъ с лѣвой сmороны
Сопровождалъ мѣня уныло.Мечmанью вѣчному, в mиши
Такъ предаемся мы, поэmы;
Такъ суевѣрныя примѣmы
Согласны с чувсmвами души.А. Пушкинъ.
(М. Цявловскій. Два автографа Пушкина. Съ двумя снимками. Изданіе Л. Э. Бухгеймъ. Типо-литографія Т-ва И. Н. Кушнеревъ и К°, Пименовская ул., соб. д. Москва—1914).
1)Объ этомъ такъ разсказываетъ Ѳ. Г. Солнцевъ, очень близкій къ Оленинымъ человѣкъ: „У А. Н. Оленина нерѣдко бывалъ Александръ Сергѣевичъ Пушкинъ, которому, видимо, очень нравилось общество Алексѣя Николаевича. Онъ даже сватался за Анну Алексѣевну и ей посвятилъ одно или два прелестныхъ стихотвореній. Однако же бракъ этотъ не состоялся, такъ какъ противъ него была Елисавета Марковна. По этому случаю Пушкинъ говорилъ, что не даромъ же ему свѣтила луна съ лѣвой стороны, когда пріѣзжалъ въ Пріютино“ („Русская Старина“ 1876 г., т. ХV, стр. 633). Если бы у насъ и не было этого свидѣтельства Солнцева, то прочитанная П. Е. Щеголевымъ въ тетради № 2371 запись Пушкина: Annette Pouschkine, давала бы намъ основаніе утверждать, что Пушкинъ, если и не сватался за Оленину, то во всякомъ случаѣ думалъ объ этомъ.)
Об этой истории можно прочитать как в дневнике самой А. А. Олениной, так и в работе Т. Г. Цявловской, посвященной этому дневнику.
Дело началось весной 1828 года, а закончилось тем, что Пушкин, отгуляв 19 октября (по новому стилю 1 ноября) лицейский вечер, отбывает в ночь с субботы на субботу из Петербурга.
Как писано им собственноручно в протоколе собрания:
…i) И завидев на дворе час первый и стражу вторую, скотобратцы разошлись, пожелав доброго пути воспитаннику императорского лицея Пушкину-Французу, иже написа сию грамоту», далее подписи участников и его четверостишие:
Усердно помолившись Богу,
Лицею прокричав ура,
Прощайте, братцы. Мне в дорогу,
А вам в постель уже пора».
С подорожной до Торжка, выданной Пушкину как «воспитаннику императорского Царскосельского Лицея», он и выехал под защитой Бахуса (ибо на собрании «выпили вдоволь их здоровий») — в Малинники (Старицкого уезда, верстах в 30 от Старицы), деревню Вульф-Осиповой.
(числа на картинках по новому стилю, время на 2 часа больше местного)
Ночь была тёмная, и тоненький стареющий серпик только-только поднимался на востоке — по левую руку от дремлющего Александра Сергеевича, направляемого Сириусом в созвездии Большого Пса в те самые Малинники:
Но это уже конец истории, а я лучше поразгадываю
(по данным о фазах луны, её положении над горизонтом в разные даты и время ночи)
когда всё же:
Александръ Сергѣевичъ ѣхалъ в Приютино, а живые сны вились mолпой игривой, и мѣсяцъ с правой сmороны…
( Сразу скажу... )