glazo: (Default)
[personal profile] glazo

Эта тьма, пришедшая с запада, накрыла громадный город. Исчезли мосты, дворцы. Все пропало, как будто этого никогда не было на свете. Через все небо пробежала одна огненная нитка. Потом город потряс удар. Он повторился, и началась гроза. Воланд перестал быть видим в ее мгле.



Совершенно поразительная картина Эль Греко «Вид Толедо», она же «Толедо в грозу» 1596—1600.
Масло холст, 47,75×42,75 см

довольно густо населена людьми, но она настолько крошечные, что на этих мурашей и не обращают обычно внимания, но, наверное, на безсознательном уровне их микроскопическое присутствие придает этим небесам ещё большую громаду. «Ещё темнее, и суровее, и в двадцать раз грознее является чрез то огромное небо».

Надо сказать, что даже иные искусствоведы ошибались, сообщая что это «…первый чистый пейзаж в европейском искусстве, композиция которого не омрачена вторжением ни единой человеческой фигуры» (F.Rutter, 1930 стр.64, а вслед за ним J. G. Links,1972, стр. 121).

Посему, оставим на время клубящееся небо птицам и специалистам, а сами обратимся к людям, которых здесь собралось почти три десятка.

Первая группа женская — полагаю, прачки, и кто-то даже купается — находится в самой светлой «природной» части картины, и одна фигура отдалилась, ушла себе выше по течению и смотрит в ясные дали.
(все картинки щелчком можно увеличить)


Косой удар белой линии на опорах и сбегающий молниевидно вних по стволу дерева отсекает от них мужскую группу, скопившуюся у темных-темных вод, цветом почти Стикса:


И вот один, крошечным Евгением, шепнув — «Ужо тебе!..»
громоздит в гордыне своего серого коня на местный гром-камень под оценивающими взглядами других муравьев-воинов:


А ещё левее, уже за «рубиконом» — не медный всадник, а целый монастырь сооружен на летучем камне,
но бродят перед ним по площади четыре неприкаянные разрозненые фигурки. Левая совсем уж как-то заблудилась.


Но некоторые решились идти в тяжкую гору, в каменный град

(живопись фантастическая)


и даже, кажется, детей туда несут:


в ещё больший, но пустой город, на ещё большей каменой горе.

Но есть ещё одна группа, а может быть только кажется, что есть, или хочется, чтобы была.

Внизу, прямо посредине, под развалинами стены в густой тени дерева пылает яркий огонь.
И мнится мне, что там под этим же деревом сидят три фигуры.

Рождество ли, стражники у могилы, или просто огонь пылает — ну это уж как кому больше понравится.


Так что грозное небо, оставленное прежде птицам и искусстововедам, обращено теперь и сюда, а не только в черный провал реки, уходящей под мост.

Лк. 23:44. Было же около шестого часа дня, и сделалась тьма по всей земле до часа девятого.
Мтф. 27:51. И вот, завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу; и земля потряслась; и камни расселись.
-------------------------------
P.S.
Осталось завершить этот незатейливый рассказ по картинке, не имеющий никакого отношения к живописи, несколькими техническими деталями.

(1) Говорят, что это небо напоминает некоторым это «Распятие» Паоло Веронезе:

1580-е. Масло, холст, 305 × 165 см.

Другие, конечно, пишут о «Буре» Джорджоне:

ок. 1508. Масло, холст, 83 × 73 см.

Третьи вспоминают небеса на «Распятии» самого Эль Греко:

1597-1600 гг. Масло, холст, 312 × 169 см.

(2) И все, конечно, упоминают другой «Вид Толедо с планом» Эль Греко:

1608. Масло, холст, 1322 × 228 см

где Толедский кафедральный собор Святой Марии находится с правильной стороны: правее крепости — Алькасара ( а не слева, как на «Виде Толедо»).


Кстати, на этом виде с планом 1608 г. посередке на воздушном облаке стоит госпиталь Тавера, иначе бы скрытый стенами, но он был тогда под руководством Педро Салазара де Мендосы, покровителя художника.
Как, впрочем, и на том «Виде Толедо» на летающем камне изображен уже исчезнувший к тому времени монастырь Агалиенсе, где в 7 веке жил толедский патрон: святой Идельфонс, видимо тоже важный для Педро.

Надо сказать, что поставить собор левее Алькасара достаточно просто. Надо проехать ниже по реке Тахо, и тогда спереди откроется не мост Алькантара, а мост Св. Мартина, и за рекой будет такой вид:


Видимо поэтому :) на сайте Музея Метрополитен этот мост на картине Эль Греко (которая и находится в этом музее) называют, совершенно справедливо, в одном месте мостом Алькантара, а в другом — всё же мостом Св. Мартина.

(3) Этот вид Эль Греко написал и на алтарной картине «Св.Иосиф и младенец Христос»:

ок. 1600. Масло, холст 109 × 56 см.

и на картине «Непорочное зачатие Девы Марии», но без Алькасара:

1611. Масло, холст 348 × 175 см.

(4) А есть ли на картине эль Греко «Вид Толедо» знаменитый водопровод Джованни Ториани, нет ли его там — пусть навсегда останется за пределами этого рассказика.

P.S.S.
Выбираясь из-под спутанных седых волос, вниз по смуглой обветренной щеке и шее спускалась, исчезая внизу под одеждой, иссиня-белая полоса. Она напоминала вертикальный след, который выжигает на высоких стволах больших деревьев разрушительная молния, когда, пронзивши ствол сверху донизу, но не тронув ни единого сучка, она сдирает и раскалывает темную кору, прежде чем уйти в землю и оставить на старом дереве, по-прежнему живом и зеленом, длинное и узкое клеймо.


From:
Anonymous( )Anonymous This account has disabled anonymous posting.
OpenID( )OpenID You can comment on this post while signed in with an account from many other sites, once you have confirmed your email address. Sign in using OpenID.
User
Account name:
Password:
If you don't have an account you can create one now.
Subject:
HTML doesn't work in the subject.

Message:

 
Notice: This account is set to log the IP addresses of everyone who comments.
Links will be displayed as unclickable URLs to help prevent spam.

Profile

glazo: (Default)
glazo

October 2013

S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Sep. 21st, 2017 06:53 am
Powered by Dreamwidth Studios